|
|
Читайте также: Великие мастера мебели | Джозеф Альберс | Андре Шарль Буль | Генрих Гамбс | Йозеф Данхаузер | Жакоб | Марсель Брейер | Людвиг Мис Ван Дер Роэ | Эмиль Нольде (Ханcен) | Шарль Персье | Родченко Александр | Михаэль Тонет | Томас Чиппендейл | Эмиль Галле | Роберт Вентури Роберт Вентури (Venturi, Robert) (р. 1925), американский архитектор и теоретик искусства, один из основоположников постмодернизма.
Родился в Филадельфии 25 июня 1925. Учился в архитектурной школе Принстонского университета (1947-1950) и Американской академии в Риме (1954-1956). Работал в архитектурных фирмах О.Стонорова (Филадельфия), Э.Сааринена (Блумфилд-Хиллс, штат Мичиган) и Л.Кана (Филадельфия). В 1964 открыл (вместе с Дж.Раухом) собственную фирму (совладелицей которой стала в 1967 и жена Вентури, Д.С.Браун). С 1980 — это фирма «Вентури, Раух & Cкотт Браун».
Оказал большое влияние на новое художественное поколение как своими постройками, так и (в еще большей степени) теоретическими трудами. В своей книге-манифесте (Сложность и противоречия в архитектуре, 1966) подверг резкой критике холодную и безликую утилитарность расхожего функционализма и «интернационального стиля», игнорирующую те живые противоречия окружающего бытия, которые тонко учитывались строителями былых времен. Призывал чутко реагировать на особенности места и времени, приноравливаясь к ним с помощью стилистического многообразия, сводящего на нет традиционные различия между «высокой» культурой и китчем (вдохновляющим примером для Вентури послужил тогдашний поп-арт). Продолжением этих концепций явилась книга Учиться у Лас-Вегаса, подготовленная в соавторстве с Д.С.Браун и С.Айзенуром (1972). «Пошлости» неоновой и щитовой рекламы, наводнившие этот город, были переосмыслены здесь как образцы жизненной иронии, необходимые для того, чтобы зодчество не «впадало в гордыню», замыкаясь в своих умозрительных чертежах.
В своих постройках Вентури намеренно смещал разные стилистические пласты, придавая жилым домам черты склада или супермаркета, — но в сочетании с иронически-отстраненными элементами исторических стилей (Гилд-хаус, дом для престарелых в Филадельфии, 1960-1965; особняк для матери Вентури в Честнат-Хилле, Пенсильвания, 1962; Брант-хаус в Гринвиче, 1971-1973). С годами стилистические ретроспекции, «сноски» на классику занимали в его произведениях все более заметное место, однако мастер неизменно погружал их в атмосферу тонкой архитектурно-пластической игры, не позволяющей зданию превратиться в непреложный эстетический канон. Среди его произведений — гуманитарный факультет и факультет общественных наук в Государственном университете штата Нью-Йорк в Перчейзе (1968-1978), пожарное депо в Нью-Хейвене (1970), мемориальный комплекс Б.Франклина в Филадельфии (1972-1976), новый корпус Художественного музея в Оберлине (1974-1977), корпус молекулярной биологии в Принстонском университете (1983), художественные музеи (Лагуна Глория в Остине, 1983) и Сиэтле (1985), новый корпус лондонской Национальной галереи (1987-1991).
В последние десятилетия фирма активно занималась также выставочным и мебельным дизайном. С 1957 Вентури активно работал как педагог, будучи профессором Пенсильванского университета.
Источник информации: Мастера
архитектуры об архитектуре. Москва., 1971; Читайте также: Великие мастера мебели | Джозеф Альберс | Андре Шарль Буль | Генрих Гамбс | Йозеф Данхаузер | Жакоб | Марсель Брейер | Людвиг Мис Ван Дер Роэ | Эмиль Нольде (Ханcен) | Шарль Персье | Родченко Александр | Михаэль Тонет | Томас Чиппендейл | Эмиль Галле |
|