|
|
Читайте также: Великие мастера мебели | Андре Шарль Буль | Роберт Вентури | Генрих Гамбс | Йозеф Данхаузер | Жакоб | Марсель Брейер | Людвиг Мис Ван Дер Роэ | Эмиль Нольде (Ханcен) | Шарль Персье | Родченко Александр | Михаэль Тонет | Томас Чиппендейл | Эмиль Галле | Джозеф Альберс Джозеф
Альберс (Albers, Josef) (1888-1976), художник и
теоретик искусства, один из лидеров
геометрической абстракции.
Родился в Боттропе (Рурская
область, Германия) 19 марта 1888 в семье
ремесленника. В 1908-1913 ? 1916-1919 работал
учителем в начальных школах Рура, в том
числе и в своем родном городе. В 1913-1916
занимался в берлинской Королевской
школе искусств, а с 1919 — на курсах Ф. фон
Штука в Мюнхене. В 1920 стал студентом
высшей школы Баухаус в Веймаре.
Его ранние ксилографии и
литографии не выделяются над средним
уровнем экспрессионизма. Под влиянием
конструктивизма Баухауса (где одним из
его главных наставников был Л.Мохой-Надь)
перешел к гораздо более строгому
абстрактно-геометрическому стилю,
увлекаясь т. н. диафаниями, прозрачными
композициями на стекле, исполненными с
помощью пескоструйного аппарата.
Переехав вместе со школой в Дессау (1925),
был преемником М.Брейера на посту
руководителя мебельной мастерской, а с
1930 — заместителем директора всей школы.
Активно работал как дизайнер, создавая
эскизы мебели, а также стеклянной и
металлической утвари.
После закрытия Баухауса
нацистами (1933) архитектор Ф.Джонсон
пригласил Альберса на работу в Америку в
только что открывшийся колледж Блэк-Маунтин
в Эшвилле (шт. Северная Каролина), где
мастер продолжал плодотворную
преподавательскую деятельность вплоть
до 1949 (среди его учеников были В.де
Кунинг, Р.Мозеруэллл, К.Ноланд и Р.Раушенберг).
В 1950 возглавил Школу искусств Йельского
университета, где читал лекции до 1960.
Его станковые серии (Цикл
скрипичного ключа, конец 1930-х — начало
1940-х годов; Трансформации схемы, 1948-1952;
Структурные созвездия, 1953-1958; и др.) с
годами становились все более
лаконичными, представляя собой цветовые
вариации в пределах одной и той же
геометрической сетки. В наиболее
известном цикле Альберса (В честь
квадрата, с 1950) главными модулями служат
квадраты, как бы «вложенные» один в
другой и составляющие разнообразные
хроматические «фуги». В 1963 мастер
опубликовал главный теоретический труд
(Взаимодействие цветов), где изложил
свои идеалы стерильно-чистой формы как
необходимой первоосновы творчества.
Оказал большое влияние на развитие оп-арта
и пост-живописного абстракционизма.
Умер Альберс в Нью-Хейвене
25 марта 1976. К концу 20 в. его образы все
чаще воспринималась в качестве
ближайшего германо-американского
аналога супрематизму К.С.Малевича.
По материалам
энциклопедии "Кругосвет" Читайте также: Великие мастера мебели | Андре Шарль Буль | Роберт Вентури | Генрих Гамбс | Йозеф Данхаузер | Жакоб | Марсель Брейер | Людвиг Мис Ван Дер Роэ | Эмиль Нольде (Ханcен) | Шарль Персье | Родченко Александр | Михаэль Тонет | Томас Чиппендейл | Эмиль Галле |
|