|
|
К началу раздела Полезная информация
Архитекторы в истории цивилизации
Великий архитектор 20 века Ле Корбюзье считал, что архитектура — это «искусство строить».
Многие народы и культуры внесли свой вклад в историю архитектуры. Первопроходцами были греки, создавшие три ордера, т. е. особые порядки в расположении частей здания: строгий — дорический, изящный — ионический, пышный — коринфский. Расцвет греческой архитектуры пришелся на 5 век, когда в Афинах на холме Акрополь были построены его знаменитые храмы.
Наследники греческой культуры римляне первые научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперед в строительной технике. Самые замечательные памятники римской архитектуры относятся к первым столетиям нашей эры. Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечений: цирки, амфитеатры, термы. Самый большой римский амфитеатр Колизей вмещал 50 тысяч зрителей.
С падением Рима архитектура разделилась вместе с разделением империи. Самое знаменитое сооружение Восточной Римской империи Византии — колоссальный храм Святой Софии в Константинополе, с громадным легким куполом. Купольной архитектуре Византии следовала архитектура Древней Руси, получившей свое крещение от Византии и ставшей ее наследницей.
Европейское средневековье создало две архитектурные системы: романскую (от слова «романус» — «римский») и «готическую» (название произошло от высоких и острых шатров варваров-готов). Романский храм подобен крепости; он строг, величествен. Готический собор, наоборот, светел, прозрачен, легок. Его арки вместо полукруглых римских стали заостренными, ребристыми.
В эпоху Возрождения внимание к земному человеку привело к появлению совершенно особой архитектуры. Высшего своего расцвета архитектура Ренессанса достигла в конце 16 века в творчестве итальянского архитектора Андреа Палладио, который создавал свои постройки в Венеции и в венецианской округе.
На смену спокойным архитектурным формам Возрождения пришло бурное и пышное барокко («барок» означает «вычурный, сложный»). Барокко царствовало в Европе в 17 и 18 веках. Его символом стал собор Святого Петра (творение великого Микеланджело) в Риме и площадь перед этим собором (архитектор Лоренцо Бернини).
Одновременно с архитектурой барокко возникла архитектура классицизма. Если барокко — это чувства, то классицизм — порядок, спокойная и серьезная мысль. Одним из знаменитых соперников барочного собора Святого Петра является собор Святого Павла в Лондоне (архитектор Кристофер Рен).
Творения русских архитекторов (особенно 18 века и начала 19), таких как Баженов, Казаков, Расстрелли, Росси, обессмертили имена своих создателей.
19 и 20 века для архитектуры стали веками экспериментов и гениальных открытий. Металл, стекло, железобетон, легкие, парящие конструкции, бесконечная фантазия, любовь к простой геометрии — вот признаки новой архитектуры. Символами этой архитектуры стали Эйфелева башня в Париже (1889) и первые чикагские небоскребы, вознесшиеся выше пирамид, готических соборов, Эйфелевой башни. Архитектура небоскреба — это полный отрыв от земли, превращение его в часть огромной машины города.
Растение, скелет животного, пропорции человеческой фигуры в не меньшей степени привлекали архитекторов. Каталонский архитектор Антонио Гауди строил свои здания, превращая их в фантастические существа.
Простые и в то же время символические формы архитектуры привлекали великого архитектора 20 века. Ле Корбюзье. Его знаменитая капелла в Роншане напоминает ковчег или две обнявшиеся человеческие фигуры и тоже уподоблена скульптуре. Другой выдающийся пример «превращения» постройки в скульптуру, в здании американца Франка Ллойда Райта, построившего в Нью-Йорке музей Гуггенхейма со спиральным, напоминающим завиток раковины, пандусом.
Эксперименты на этом не закончились и продолжаются до сих пор. К началу раздела Полезная информация
|